Последняя роль Андрея Миронова – «Человек с бульвара Капуцинов»

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2020-04-02

Фильм стал последней завершённой работой в кино для легендарного советского актёра Андрея Миронова. Снимался в своей последней главной роли он за год до преждевременной смерти, в 1986 году. Однако на экране уже было отчётливо видно, насколько сдал любимец публики, насколько изменился лицом и стал печален глазами и улыбкой.

Иллюстрация из фильма «Человек с бульвара Капуцинов» с Андреем Мироновым

Несмотря на блестящий актёрский состав, который всеми правдами и неправдами собрала в картину режиссёр Алла Сурикова, народ валом валил главным образом «на Миронова». Только за первый год проката «Человека с бульвара Капуцинов» посмотрели более 60 млн зрителей.

Ураган смеха в кинозале

Несмотря на сумасшедшую популярность в СССР фильмов с Гойко Митичем и Пьером Брисом в роли Виннету, снятых восточноевропейскими кинематографистами, вестерн никогда не был почитаемым жанром у советских режиссёров. Классическим вестерном следует признать разве что «Всадника без головы». Некоторые добавляют к короткому списку картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Белое солнце пустыни», по формальным признакам никак не подпадающие под определение «ковбойских» фильмов. В этом смысле убедительнее смотрятся даже гайдаевские новеллы «Дороги, которые мы выбираем» и «Вождь краснокожих» из чёрно-белой комедии «Деловые люди». Как бы то ни было «Человек с бульвара Капуцинов» – натуральный стопроцентный вестерн, да к тому же улётная комедия.

В небольшом подмосковном посёлке, где я вырос, наличествовал огромный Дом культуры с кинозалом на 350 мест. В конце 80-х «Человека…» крутили не реже раза в месяц, и каждый раз – при полном аншлаге. Ведь это тот редкий фильм, который не надоедал тогда, 30 лет назад, не надоедает и сегодня. Стоило посмотреть в полутёмном зале, как, зная наизусть диалоги героев, зрители в предвкушении очередной юморной фразы заранее шевелят губами: «Сэр, это был мой бифштекс!» Или: «Вот жених для тебя хороший, дочь!» – «Но он же старый!» – «Ну ты же его не варить собираешься!..» После чего от ураганного хохота под потолком, на люстрах, весело позвякивали подвески из фальшивого хрусталя.

Снимали часто одним дублем

Съёмки фильма проходили летом 1986 года в Крыму. Городок Санта-Каролина, где разворачивается основное действие, построили близ Коктебеля, у бухты Тихая. Впрочем, городком это сооружение назвать можно было лишь условно – сплошь макеты, декорации из одних только фасадов, сзади подкреплённых обыкновенными досками. По странному совпадению у Тихой бухты нередки шквалистые ветры, однажды из-за такого шквала вся бутафорская Санта-Каролина чудом не улетела в море.

Даже в обширных запасниках ведущей киностудии страны «Мосфильм» для съёмок вестерна фактически не имелось ничего хоть отдалённо подходящего: ни ковбойских одёжек и шляп, ни соответствующих сбруй и сёдел, ни даже классических кольтов. Предложенные взамен наганы и маузеры режиссёр с негодованием отвергла. Кое-какой атрибутикой поделилась чехословацкая киностудия «Баррандов», штаны, жилетки и шляпы сшили в мастерских «Мосфильма».

Настоящей проблемой стали поиски орлиных перьев для украшения индейских голов. У местных жителей с трудом нашлись похожие, и фактически все они пошли на головной убор индейского вождя, которого сыграл Спартак Мишулин. В фильме есть сцена, где владелец салуна мистер Мак-Кью (Олег Табаков), усевшись аккурат за спиной вождя, ничего не видит на экране и с сардоническим смешком состригает эти перья здоровенными ножницами. Съёмочная группа в ужасе замерла, кто-то перекрестился – не приведи, господи, придётся снимать второй дубль, где же ещё найдёшь эти проклятые перья?! Однако обошлось одним дублем…

Также в один дубль была снята сцена, в которой смертельно раненный мистер Фёст (Андрей Миронов), выполняя последнее желание, говорит Билли: «Заряжай!» При виде Чарли Чаплина на экране герой Миронова начинает смеяться. Сыгравший Билли Николай Караченцов, наблюдая за «выздоровлением» друга, от слёз горечи и отчаяния также переходит к смеху. Караченцов продемонстрировал высочайший актёрский класс, изобразив в одной сцене широкую гамму эмоций, так что эпизод был снят с одного захода и не потребовал второго дубля и монтажа. Стоит добавить, что все трюки Николай в фильме выполнял сам, даже после того, как посредине съёмок, в сцене драки в салуне, сломал большой палец на правой ноге.

Эта драка, пожалуй, наиболее зрелищная часть комедии, получилась зрелищной, правдоподобной и смешной. Чтобы не поранить никого из звёздного состава артистов, для потасовки была заказана специальная смола, из которой изготовили бутылки и окна салуна. Их осколки выглядели впечатляюще натурально, но порезаться ими было попросту невозможно.

Недюжинные усилия пришлось приложить режиссёру, чтобы решить проблему столов и табуреток. В драке они должны были эффектно разлетаться на куски и вместе с тем оставить невредимыми головы любимых актёров. Знающие люди пояснили Алле Суриковой, что на Западе для таких целей используется почти невесомое бальсовое дерево из Эквадора. Совет хороший, ничего не скажешь, только где же эту диковинку найдёшь в СССР, царстве тотального дефицита? Мир не без добрых и пронырливых людей – кто-то подсказал, что запасы бальсового дерева имеются в ДОСААФ, где из него клепают дельтапланы. По легенде, Алла Сурикова нанесла личный визит досаафовскому генералу со словами: «Я пришла вас соблазнять!» Подробно и в лицах рассказала, кто снимается в фильме, сплясала и спела и добилась своего – получила кубометр ценнейшей древесины. Так были спасены головы любимых артистов.

«Десять капель перед стрельбой»

Сценарий фильма пролежал на киностудии без движения шесть лет. Алла Сурикова никого другого в главной роли, кроме Андрея Миронова, не представляла, но знаменитый актёр долго отнекивался, ссылаясь на исключительную занятость. В конце концов всё же согласился. Действуя от его имени и не всегда честно, стали подбирать других исполнителей. Например, Михаилу Боярскому, нагло приврав, сообщили, что его сниматься в картине просит лично Миронов – разве возможно было отказать в такой просьбе?!

На роль миссис Дианы Литл пробовались Ирина Розанова, Ольга Кабо, Александра Яковлева и ряд малоизвестных актрис. Режиссёр никак не могла определиться с кандидатурой и отдала решение на откуп опять же Миронову: мол, решайте, с кем из прекрасных дам вам комфортнее всего будет работать. Отсмотрев пробы, главный герой выбрал Яковлеву. Для исполнения роли Александре пришлось многому научиться. «Она была исключительно обворожительна и трудолюбива, – вспоминала Алла Сурикова, – часами до изнеможения репетировала танец, вертела в ладони кольт, скакала на лошади, училась петь». Однако с музыкальным слухом у героини были проблемы – спела за неё Лариса Долина.

Знаменитые актёры Фрунзик Мкртчян и Армен Джигарханян мечтали сняться в ролях вождя индейцев и гробовщика-философа соответственно. Но помешала тотальная занятость. В итоге эти роли достались Спартаку Мишулину и Льву Дурову. Вообще в «Человеке…» кроме уже названных невиданная концентрация талантов на погонный метр киноплёнки: Игорь Кваша, Галина Польских, Наталья Фатеева, Наталья Крачковская, Альберт Филозов, Леонид Ярмольник, Борислав Брондуков, Михаил Светин, Семён Фарада, Олег Анофриев.

Долго подбирали игровое название для комедии. «Человек с бульвара Капуцинов» режиссёру представлялось «заголовком» вялым и малопонятным. В качестве поощрения тому, кто придумает хлёсткое наименование, была обещана бутылка отборного коньяка. Чего только не предлагали актёры и съёмочная группа! «Пришёл и показал», «Не для слабых душ», «Заряжай!», «Тушите свет!», «Десять капель перед стрельбой»… Алле Суриковой больше всего понравился последний вариант, но в итоге в прокат фильм вышел под первоначальным названием.

По завершении работы режиссёр и Андрей Миронов твёрдо договорились работать над следующим проектом. С несколькими сценарными идеями Сурикова приехала в Ригу в августе 1987 года, где тогда гастролировал Театр эстрады. Поговорить они не успели. 14 августа Сурикова в числе многих поклонников таланта Миронова присутствовала на спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в рижском оперном театре и стала свидетелем того, как великий актёр посреди представления потерял сознание. Через два дня Андрей Миронов скончался от обширного инсульта.

…Ну а самый памятный приз, который получила Алла Сурикова за великолепную комедию «Человек с бульвара Капуцинов», звучал так: За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства».


4.0/2