/ / 2012 » Октябрь » 27

Какие товары подвержены сезонному спросу, тренды и тенденции сезонных факторов

Категория:
Бизнес

Готовь сани летом. Эта народная мудрость, хорошо известная каждому с детства, приобретает особый подтекст для владельцев бизнеса. Считается, что сезонное затишье закономерно и неизбежно.

Каждому товару – свой сезон

Лошадиные сани на зеленной траве

Сложно назвать бизнес, который не был бы подвержен влиянию времени года на производство и объем продаж. Факторы, формирующие такого рода рыночные тренды, многочисленны: начиная от тривиальных погодных условий и заканчивая религиозными постами.

Сбыт товаров повседневного спроса летом менее активен за счет отпусков и выездов на дачу.

Предприниматели, планирующие свой бизнес в условиях сезонности, обязаны уделять внимание мелочам и даже для очевидных тенденций ключевую роль подчас играет точность в расчетах.

Начнем с «приятных» товаров, которые набирают летом особую популярность:

  • Мороженое – бесспорный фаворит среди лакомств в летний период, а также хрестоматийный пример сезонности. По данным «Ромира», 77% россиян признаются, что любят есть мороженое в жару.
  • Русский квас – также товар чрезвычайно сезонный. В январе менее 4% домохозяйств покупали этот напиток хотя бы раз. Однако уже в мае доля таких семей возросла до 22%, а в июне составила уже 28%. Примечательно, что москвичи потребляют квас чаще жителей других крупных городов: 42 и 7,36% соответственно. Вообще тенденция такова, что чем больше город, тем популярнее в нем этот прохладительный напиток. Больше всего во время пикников пьют квас люди в возрасте 35–44 лет.
  • Вместе с квасом растет спрос на бутилированную воду – в июне ее купили 47% домохозяйств против 32% в январе.
  • Летом взлетают объемы продаж пива. В июне – июле они увеличиваются на 15%. Вместе с тем люди начинают отдавать предпочтение распитию пива на свежем воздухе, тогда как зимой потребляют его преимущественно в помещениях.
  • При этом летний сезон традиционно характеризуется спадом продаж шоколадной продукции. Так, с наступлением тепла снижается объем потребления батончиков – в июне доля покупателей этого продукта составила 22,5 против 25% в мае.
  • А ряды любителей шоколадных конфет в коробках поредели с 10% в мае до 8% в июне.
  • В жару наблюдается сокращение объема потребления кофе. Например, в Москве в июле – августе объем домашнего потребления этого напитка снизился на 31% по сравнению с маем – июнем. Аналогичный показатель за прошлый год составил 11%. Похожая ситуация наблюдалась и в Санкт-Петербурге, где продажи кофе падали на 39% и на 21%.
  • Летом снижаются объемы продаж молочных продуктов (хотя продажи освежающих напитков на основе молока с добавлением сока растут).
  • В то же время падают цены на яйца.
  • Многие из нас пользуются гигиенической помадой, объемы продаж которой также подвержены сезонности. В январе в крупных российских городах это средство для губ покупают 3% домохозяйств, в мае – около 2%, а в декабре – почти 5%.
  • Член совета директоров холдинга «Ромир» и президент Гильдии маркетологов Игорь Березин добавил к этому перечню шины, которые продаются исключительно в апреле – мае и октябре – ноябре, а заставить кого-либо покупать их в августе почти невозможно.
  • Он же обращает внимание на то, что продажи мяса населению во время Великого поста падают на 10–12%.
  • Президент Гильдии пекарей и кондитеров Марина Лютикова рассказала, что январь и февраль для ее сегмента рынка – мертвый сезон. Оживление наступает лишь в марте. Пик продаж хлебобулочных изделий приходится на май, когда люди уезжают жить на дачу.

Летняя рецессия для бизнеса

Отдых на газоне со стаканом сока

Несмотря на то что сезонность для каждого из рынков своя, можно выделить общие тенденции. Сбыт товаров повседневного спроса летом менее активен, в том числе за счет отпусков и выездов на дачу, предупреждает Игорь Березин.

Действительно, если мы посмотрим на статистику холдинга «Ромир», то увидим: расходы россиян в июне – июле сократились как в абсолютном, так и в относительном выражении. В июне затраты на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса снизились на 9,5% по сравнению с маем, а в июле – на 7,5% по сравнению с июнем.

Следует помнить, что избыточная жара летом делает сезонные тренды более выраженными. Она позволяет проследить рыночные тенденции и привычки покупателей, которые обострились в экстремальных условиях. Ни о какой потребительской революции речи не идет, и полученные данные легко использовать при планировании продаж с поправкой на менее жаркую погоду.



avatar