Как человечество поставили на счётчики – история календарей

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2020-03-28

Если взяться детально разбирать календари разных цивилизаций, можно с ума сойти, хоть и не в прямом, но в фигуральном смысле. С седой древности люди нуждались в точном расчёте временных интервалов, чтобы чётко знать дни для своевременного начала, правильного развития и завершения сельскохозяйственных работ или определения дат религиозных праздников.

Всякая продвинутая цивилизация изобретала собственный календарь, часто и разительно отличавшийся от календарей даже соседей-современников. Попросту говоря, действовали по известной присказке «кто в лес, кто по дрова». В этой пёстрой разноголосице расписаний и наименований месяцев и времён года историки, похоже, до конца всё ещё не разобрались. Не претендуя на полноту изложения обширного исторического материала, расскажем об узловых моментах в развитии календарей.

Хотя первые «склерозники» появились за тысячи лет до нашей эры в самых разных уголках планеты, сам термин «календарь», прочно вошедший в десятки языков, произошёл от латинского calendarium, что означает «записная книжка». Первоначально это слово имело сугубо финансовый смысл. Первые числа каждого месяца в Древнем Риме именовались календами, в эти дни должники обязаны были возвращать заимодавцам долги или, на худой конец, выплачивать набежавшие проценты.

Жаркие дни каникул

Какая именно цивилизация создала первый календарь, историкам до сих пор неясно, споры о приоритете всё ещё ведутся. На сегодняшний день принято считать египетский «счётчик времени» наиболее древним. В нём впервые письменно была зафиксирована самая ранняя календарная дата, относящаяся к 4236 году до нашей эры. Точное отслеживание временных интервалов для египетского государства было в буквальном смысле вопросом выживания.

Египет всегда был территорией пустынь и небольших оазисов, основная жизнь кипела в пойме Нила, где выращивались высококачественная пшеница и другие злаковые культуры – основа питания в древнем мире. Сезонные циклы разливов и обмеления Нила, если их не уметь точно определять, грозили уничтожить урожай на корню и вызвать массовый голод.

Египетские жрецы-астрологи уже в V тысячелетии до нашей эры выяснили, что ежегодным разливам Нила-кормильца предшествует появление на небосклоне после нескольких месяцев нахождения за горизонтом ярчайшей звезды Сириуса. Это был «знак богов», сигнал землепашцам немедленно отправляться в поля на сбор урожая.

Древнеегипетский календарь в гробнице Сененмута

В египетском языке Сириус именовался Анубисом («Звезда пса»), и со временем это название перекочевало к римлянам, они нарекли звезду именем Canicula. В самые жаркие дни года, в августе, римский сенат объявлял перерыв в заседаниях, который называли каникулы («собачьи дни»).

Кто во что горазд

У разных народов календарный отсчёт вёлся от разных важных дат. К примеру, началом летоисчисления у евреев считается 3761 год до нашей эры, от времени «сотворения мира».

Календари ацтеков и майя были созданы в IV тысячелетии до нашей эры и до сих пор удивляют своей точностью. Для общественных нужд использовался общегражданский календарь длиной 365 суток. В религиозном месяцеслове было 260 дней, в соответствии с ним жрецы назначали особые дни празднеств, ритуалов и жертвоприношений богам. Оба календаря каждые 52 года совпадали день в день, с которого начинался новый «век».

Розеттский календарь в камне

Древнегреческий математик Эратосфен на рубеже III–II веков до нашей эры ввёл календарь, основанный на хронологии Олимпийских игр. Годы между Олимпиадами имели порядковые номера – например, «третий год от VII Олимпийских игр». Начальной точкой отсчёта времени Эратосфен определил 1 июля 776 года до нашей эры – в этот день открылись первые в истории Олимпийские игры.

Впрочем, это нововведение приживалось с трудом. Практически в каждом городе-государстве Древней Греции в ходу был свой календарь с расписаниями праздников и памятных событий собственной городской истории. Путаница была невероятная, греки даже из соседствующих полисов с трудом понимали друг друга, когда в разговоре ссылались на исторические даты или события, произошедшие в определённом году.

Римская история, согласно историку Марку Теренцию Варрону, началась со дня основания Вечного города, 21 апреля 753 года до нашей эры. Счёт лет в республике осуществлялся по именам консулов, избиравшихся народным голосованием на срок один год. В наследнице Римской империи Византии летоисчисление связывалось с периодами правления императоров (например, «пятый год Юстиниана I» и так далее).

Вавилонская хронология почему-то вела свой отсчёт с 747 года до нашей эры, первого года правления ничем не примечательного царя Набонассара.

Исламский календарь начинается с 622 года уже нашей эры, когда пророк Мухаммед перебрался из Мекки в Медину.

Французский республиканский календарь

После победы революции 24 ноября 1983 года во Франции был введён республиканский календарь. Месяцы были переименованы (например, фример – «морозный», флореаль – «цветущий», термидор – «жаркий») и делились на три декады по 10 рабочих дней с одним-единственным выходным. Само собой, широкие трудовые массы были весьма недовольны всего тремя днями отдыха за целый месяц... Однако революционный календарь продержался немногим дольше 13 лет, после чего канул в Лету.

Календарь от Юлия до Григория

Взамен крайне бестолкового «склерозника» времён Римской республики, чтобы упорядочить временные интервалы и положить конец путанице, губительно действовавшей на хозяйство и торговлю империи, Гай Юлий Цезарь с 1 января 45 года до нашей эры ввёл календарь, впоследствии получивший название юлианского. Составить его помогли астрологи из Александрии. Они предложили удалить из республиканского численника рудименты лунного календаря и полностью перейти на солнечный.

Длительность года составляла знакомые нам и сегодня 365 дней плюс несколько часов, каждый четвёртый год с добавлением лишнего дня стал високосным. С падением Римской империи юлианский календарь не исчез, просуществовал более 1,5 тысячи лет, имел официальный статус в Византии и в европейских государствах. Его реформу провёл Папа Римский Григорий XIII в интересах подведомственной церкви.

Введение григорианского календаря

Дело в том, что юлианский календарь почти на 12 минут длиннее астрономического солнечного года. Таким образом, каждые 128 лет, если считать строго, эти минуты суммировались в целые сутки. В чём-то, пожалуй, прав был мистификатор Мюнхгаузен в исполнении Олега Янковского, решивший подарить родному городу лишний день – 32 мая…

Словом, Рождество, когда-то совпадавшее с днём зимнего солнцестояния, с течением столетий постепенно перемещалось к весне. А главное, смещался и день весеннего равноденствия, от которого традиционно отсчитывалась дата главного христианского праздника – Пасхи. Чтобы устранить недоразумение, в 1582 году папа Григорий XIII издал специальную буллу, в которой для возвращения даты весеннего равноденствия на астрономически правильное место предписал пропустить в календаре сразу 10 суток. То есть после 4 октября 1582 года сразу наступило 15-е число.

Страны Европы и мира перешли на григорианский календарь в разные годы и даже столетия. Дальше всех, почти два века, с переходом тянули Великобритания и Швеция. В России григорианский календарь пришёл на смену юлианскому ещё позже, после декрета Совнаркома от 26 января 1918 года, подписанного Лениным. В соответствии с декретом после 31 января наступило не 1-е, а сразу 14-е февраля.

На сегодняшний день григорианский календарь используется в мире практически повсеместно.

  • Празднование Рождества Христова была назначено на 25 декабря Эфесским собором в 431 году нашей эры с целью вытеснить из обихода праздник языческого солнечного бога Митры, широко почитавшегося в эллинистическом мире и Римской империи.
  • Собственного календаря на Руси не существовало. В древнейшем письменном памятнике «Повесть временных лет» уже использовался юлианский календарь.
  • В русском языке дохристианского периода «неделей» именовался день отдыха, когда не работают, «ничего не делают».
  • Пётр I вместо летоисчисления «от сотворения мира» накануне 1700 года специальным указом предписал, по европейскому образцу, считать началом года 1 января «от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

5.0/1