/ / 2013 » Март » 9

Когда можно использовать налоговый вычет и материнский капитал на ипотеку

Категория:
Деньги

Как уменьшить кредит с помощью социальных льгот

Покупка жилья в кредит для многих семей достаточно серьезная долговая нагрузка. Однако, даже если свободных ресурсов для досрочного погашения кредита в семье не предвидится, уменьшить долг помогут государственные льготы.

Государственная поддержка при выплате ипотеки

13 процентов для новоселов

Многие граждане, приобретающие жилье (в том числе по ипотеке), вправе рассчитывать на имущественный налоговый вычет – возможность не уплачивать налог 13% на доходы физических лиц или вернуть излишне уплаченный налог. В этой ситуации имеются три значимых обстоятельства.

Первое – вычет предоставляется только с официального дохода, то есть «белой» зарплаты. Второе – купленное жилье должно находиться в собственности. Вычет можно оформлять на всю сумму уплаченных налогов за три года, предшествующих получению права собственности. И третье – сколько бы ни стоила квартира, вычет предоставляется на сумму не более 2 млн рублей. Другими словами, на руки вы получите максимум 260 тыс. рублей.

Впрочем, если квартира куплена в ипотеку, дела обстоят лучше. По словам руководителя группы ипотечного кредитования Промсвязьбанка Николая Алтунина, налоговая льгота распространяется как на сами затраты на приобретение квартиры или дома, так и на проценты за пользование ипотечным кредитом.

Причем размер вычета по банковским процентам, в отличие от вычета по стоимости самой квартиры, не ограничен. То есть пока должник платит банку кредит, он может получать ежегодно 13% обратно с процентов, уплаченных за этот кредит, – это особенно актуально в первые годы, когда выплаты процентов составляют львиную долю ежемесячного взноса.

Эта льгота не имеет «срока давности», то есть оформить ее можно в любое время после покупки жилья. Но только один раз в жизни. Кроме того, надо иметь в виду, что вычеты на сумму покупки и на проценты связаны: нельзя при первой покупке квартиры оформить одну льготу, а при второй – другую.

Вперед, в налоговую

Причитающиеся деньги можно вернуть двумя способами: первый – по окончании года, за который получается вычет, путем перечисления средств на банковский счет, второй – в течение года, пока уплачивается вычет, не платить 13% налога с доходов.

Если покупатель хочет, чтобы сумму перевели на счет в банке, то в налоговую инспекцию (по месту постоянной регистрации) следует обращаться в году, следующем после того календарного года, в котором приобреталась недвижимость и появилась возможность получить имущественный вычет.

Также право на льготу можно реализовать через работодателя, тогда с зарплаты не будет удерживаться подоходный налог. В таком случае нужно обращаться в налоговую инспекцию после получения всех документов на жилье.

«Имейте в виду, что налоговый вычет на проценты нельзя получить заранее. Он оформляется по мере уплаты их банку, то есть по итогам года», – уточняет Николай Алтунин.

Чтобы оформить вычет и получить его «на руки», в налоговую необходимо предоставить ряд документов (см. ниже, но окончательный список все же следует уточнить в инспекции). Если жилье приобреталось в совместную собственность супругов, к стандартному пакету потребуется еще заявление о распределении налогового вычета.

Бывает, что один из супругов не работает или его доход слишком мал (скажем, когда жена находится в декретном отпуске), тогда целесообразно распределить вычет в соотношении 100% к 0%. В таком случае весь вычет будет получать муж.

Налоговая инспекция в течение трех месяцев изучает декларацию и выносит решение, уведомляя о нем по почте. Если результаты проверки положительные, покупатель квартиры должен написать заявление с просьбой перечислить деньги на счет в банке. Неважно, в государственном или в коммерческом.

Деньги должны поступить на счет заявителя в течение одного месяца после написания заявления. Если заемщик получает уведомление для работодателя, который перестанет удерживать 13% от заработной платы, то оно выдается быстрее – в течение месяца. Неиспользованная сумма вычета переносится на следующий год, и чтобы ее получить, нужно оформлять документы заново.

Документы для получения налогового вычета

  • заявление на вычет (бланк можно получить в налоговой);
  • налоговая декларация по форме 3-НДФЛ;
  • ИНН;
  • справка 2-НДФЛ с места работы за необходимый налоговый период;
  • оригинал и копия кредитного договора;
  • оригинал и копия свидетельства о собственности;
  • документ, подтверждающий получение средств (расписка продавца квартиры, банковская выписка о перечислении денег со счета покупателя на счет продавца);
  • акт приема-передачи жилого помещения.

Для получения вычета еще и по банковским процентам к этому списку необходимо прибавить справку из банка о выплаченных процентах.

Детские деньги на жильё

Еще одна государственная льгота – специальная программа господдержки семей с детьми, в рамках которой выделяется материнский (или, как его еще называют, семейный) капитал. Размер его меняется год от года. Для его получения выдается сертификат, на который имеют право родители, если после 1 января 2007 года у них родился второй ребенок (или третий, четвертый и т.д., если при рождении второго ребенка такой документ не оформлялся).

Использовать эти средства разрешается на формирование накопительной части пенсии матери ребенка, на образование детей, на улучшение жилищных условий. Однако осуществить любой из перечисленных планов можно только после того, как малыш, давший семье право на материнский капитал, достигнет трехлетнего возраста.

Исключение составляет приобретение жилья в кредит. В этом случае материнский капитал можно получить сразу же после рождения ребенка и получения сертификата. Например, семья уже выплачивает ипотеку – тогда средства целесообразно использовать на погашение долга как можно скорее.

Схема использования материнского капитала в этом случае крайне проста: в банке нужно заявить о полном или частичном досрочном погашении кредита и получить для Пенсионного фонда справку об остатке основного долга и задолженности по процентам.

В территориальное отделение Пенсионного фонда предоставляются справка из банка и еще ряд документов. Также необходимо принести заверенное у нотариуса письменное обязательство родителя или родителей, на которых оформлен кредит, об оформлении данного жилого помещения в общую долевую собственность всех членов семьи.

Уже через два месяца Пенсионный фонд должен уведомить заемщика о своем решении и перевести деньги в банк в течение одного месяца.

Документы в Пенсионный фонд для материнского капитала:

  • заявление о распоряжении средствами материнского капитала;
  • сам сертификат;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования родителя, получившего сертификат;
  • паспорт;
  • копия кредитного договора;
  • свидетельство о государственной регистрации права собственности.

По уже сложившейся традиции полный список необходимых документов рекомендуется уточнить. В данном случае – в территориальном отделении Пенсионного фонда.



avatar