/ / 2013 » Март » 16

Учим детей зарабатывать и расходовать личные деньги

Категория:
Дети

Экономить на детях непросто даже в сложное в финансовом отношении время. Сохранить свои капиталы и при этом не ограничивать ребенка в его нуждах можно, объяснив малышу, как правильно обращаться с деньгами.

Ребёнок откладывает монетку в копилку

Финансовая грамотность – рано или пора

Когда начинать объяснять детям ценность денег? По мнению психолога Анны Эттер, рассказывать ребенку об этом стоит именно в тот момент, когда у него начнут возникать соответствующие вопросы:

«Если вы заметили, что, проходя между рядами в супермаркете, малыш уже не просто безучастно сидит в коляске, а активно изучает ассортимент и говорит: «Хочу это! Хочу то!» – пришло время поговорить с ним о деньгах. Нужно объяснить ему, что в магазине нельзя просто так взять какую-либо вещь – за неё необходимо заплатить. Чтобы ребенку было понятнее, попробуйте дома поиграть с ним в магазин. Покажите ему на практике, что значит быть покупателем».

Можно или нельзя

Отправляясь за покупками, мы довольно часто наблюдаем в магазине такую картину: малыш капризничает и громко плачет, выпрашивая у родителей какую-то игрушку или лакомство. Взрослые же пытаются его успокоить, объясняя, что купить ту или иную вещь они не могут или не хотят.

«Нередко возникает ситуация, когда ребенок желает во что бы то ни стало заполучить какую-то вещь, а мама понимает, что это либо некачественная игрушка, либо очень дорогая, либо просто незапланированная покупка, – поясняет Анна Эттер. – Ошибка родителей в том, что они замечают проблему только в магазине, когда малыш уже начал капризничать. Чтобы избежать этого, нужно проигрывать подобные ситуации дома на доступном для понимания ребенка уровне. Например, посадить перед ним куклу и мишку. Сказать, что кукла хочет купить одно, а мишка другое. Объяснить, почему кукле не стоит кушать, предположим, чипсы (а значит, и покупать их), а мишке – много шоколада».

Иной способ объяснения детям ценности денег предлагает независимый финансовый советник Сергей Макаров:

«Прежде всего, родители сами обязаны уметь разумно и грамотно распоряжаться деньгами, ведь мы способны научить детей только тому, что можем сами. Наиболее простой и доступный метод – совместное чтение книг на тему денег. Для совсем маленьких можно посоветовать книгу Бодо Шефера «Мани, или Азбука денег», для детей постарше подойдут и более серьезные авторы. В качестве следующего шага займитесь составлением детского бюджета вместе с ребенком. Это сделает его траты более эффективными и позволит ему чувствовать себя увереннее в непредсказуемом мире».

Давать или не давать деньги детям

Как показал опрос «Работа и карманные деньги подростков», проведенный фондом «Общественное мнение», 66% россиян считают, что карманные деньги необходимы ребенку.

Большинство участников анкетирования уверены, что таким образом детей можно научить основам планирования личного бюджета и управления финансами. И лишь 28% респондентов ответили, что карманные деньги развращают подростков, подталкивая их к приобретению совершенно ненужных и даже вредных для них вещей.

Давать или не давать ребенку карманные деньги, каждый родитель решает сам. Психологи же рекомендуют руководствоваться в этом случае здравым смыслом, начиная выделять детям небольшие суммы со школьного возраста – времени, когда они по несколько часов проводят без родителей и им могут понадобиться деньги на мелкие расходы.

«Я с первого класса ежедневно даю своей дочке Полине по 20 рублей на карманные расходы, – приводит пример решения этого вопроса мама с восьмилетним стажем Татьяна Евстигнеева. – Такой размер суммы сложился стихийно. Однажды Полина, собираясь в школу, попросила ее у меня. Я поинтересовалась, на что ей нужны деньги, и она ответила, что хочет купить себе булочку на перемене. С тех пор я каждый день выделяю ей 20 рублей и редко спрашиваю, на что она их тратит.

Я знаю – мой ребенок ответственно относится к деньгам. Когда она еще ходила в детский сад, на праздники мы дарили ей по 100-200 рублей. Как-то раз у меня украли кошелек, в котором была вся зарплата. Я вернулась домой расстроенная, Полина подошла ко мне и протянула небольшую стопочку бумажек. Это были накопленные ею деньги. На них мы жили пару недель – до получения аванса».

Расходы ребенка – доверять или проверять

Контролировать расходы ребенка необходимо, по крайней мере на том этапе, когда он только начинает самостоятельно выстраивать личный бюджет. Но делать это нужно так, чтобы он не почувствовал давления и излишнего внимания с вашей стороны:

«Нужно беспрестанно наблюдать за своим чадом, – считает Анна Эттер, – смотреть, хватает ли ему денег. Следует узнать у ребенка, для чего ему требуются деньги, на что он собирается их потратить, сколько стоит эта вещь. Выделяя малышу определенную сумму на покупку, вы сможете не только быть в курсе его расходов, но и понимать, например, сколько он ест и не переедает ли. Кроме того, находясь под пристальным наблюдением родителей, он начнет понимать ценность денег, сознавать, что они нуждаются в счете».

По мнению психолога, с детьми младшего школьного возраста не возникает проблемы излишнего контроля, тяготящего ребенка. Однако, став подростками, юноши или девушки стремятся к большей свободе и самостоятельности. В это время контроль можно ослабить.

При правильном подходе к вопросу знакомства с деньгами повзрослевший ребенок сможет самостоятельно и правильно планировать свой бюджет, распределяя траты.

«Мой сын Кирилл учится во втором классе, – рассказывает Ирина Молотова, – но пока я не даю ему денег на карманные расходы. Во-первых, в этом нет необходимости – в школе второклашек кормят бесплатными завтраками, ручки и линейки я покупаю ему сама, а на разнообразные экскурсии стараюсь передавать определенную сумму напрямую учителю. Во-вторых, я уверена, что мой сын еще не умеет обращаться с деньгами. Он их потеряет и расстроится. Но одновременно я постепенно стараюсь объяснять ему их ценность. Например, за каждую сломанную ручку или порванную тетрадь я беру из копилки, в которую он собирает мелочь, по пять рублей. Я вижу, что сейчас он гораздо бережнее относится к своим вещам, а значит, стал осознавать цену денег. На день рождения Кирилл иногда получает от родственников по 500 рублей. А потом мы с ним идем в магазин и покупаем ему подарок. Совсем недавно я заметила, что он начал обращать внимание на то, сколько стоит та или иная вещь. Думаю, в ближайшее время смогу доверить ему и карманные деньги».

Экономия денег – сократить или сохранить

В условиях нестабильной финансовой ситуации многие озабочены проблемой экономии денег. Но можно ли сокращать семейные расходы за счет урезания карманных денег ребенка?

Сергей Макаров убежден, что такой метод не самый лучший:

«Отказывать ребенку в карманных деньгах, которые он привык получать, однозначно не стоит, – считает он. – Уверен, у многих семей найдутся гораздо менее важные статьи расходов. Возможно, придется эти траты немного оптимизировать, как, впрочем, и другие категории. Однако начинать уменьшать расходы, на мой взгляд, стоит с тех статей, которые занимают больший удельный вес в общей структуре трат. Более того, карманные деньги – отличный инструмент для развития у детей навыка разумного обращения с наличностью. Особенно в условиях кризиса».

Если же ваш бюджет все-таки не позволяет оставить без изменений размер суммы, выделяемой детям, нужно обязательно объяснить им, почему это происходит: только так вы не обидите ребенка и сможете рассчитывать на его понимание в финансовых вопросах.



avatar