/ / 2013 » Октябрь » 2

Как сдержать рыночные страсти: инвестиции в театральные постановки

Категория:
Кино, театр

«Весь мир – театр» – эта мудрость древнеримского писателя Гая Петрония украшала театр Уильяма Шекспира «Глобус» и вошла в одну из его пьес. Применимо это и к рынку инвестиций: здесь тоже могут кипеть шекспировские страсти, и для их сдерживания существует свод важных правил.

Бродвейское закулисье

Прежде чем поговорить собственно об этих правилах, немного информации о театре как о потенциальном активе для вложений. Инвестиции в киноиндустрию на развитых финансовых рынках стали уже обыденностью, особенно в Голливуде. Есть примеры таких вложений через закрытые ПИФы и в России.

А что театр

В США также уже не одно десятилетие существуют инструменты инвестирования в бродвейские театральные постановки. Само понятие «бродвейские» несколько шире характеристики расположения театров и подразумевает «коммерческие», то есть рассчитанные на кассовый успех постановки. С актерами-звездами, со значительными продюсерскими затратами.

Схема инвестирования проста: пул продюсеров и инвесторов покрывает издержки на подготовку и рекламу спектакля. Затем из сборов бокс-офиса покрываются стартовые затраты и издержки на поддержку шоу. И уже возможное превышение потока наличности идет на формирование и распределение потенциального дохода. Средняя цена постановки мюзикла на Бродвее сейчас составляет 10 млн долларов США. 80% этой суммы обычно покрывают крупные инвесторы, а вот 20% специально выделяются для небольших вложений. С учетом того, что средняя цена билета на бродвейский спектакль не превышает 50 долларов, то, чтобы окупить затраты, нужно привлечь как минимум 200 тыс. зрителей. Несмотря на внушительные цифры стоимости подготовки шоу, объемы инвестирования могут начинаться с достаточно небольших сумм. Так, есть примеры, когда принимались вклады от 1 тыс. долларов. Чаще всего минимальная сумма – 10 тыс.

Согласно данным успешной продюсерской группы The Frankel, Baruch, Viertel, Routh Group, на счету которой с 1985 года уже более 75 постановок, средняя годовая доходность вложений с горизонтом в 25 лет в их спектакли составила 27% в сравнении с доходностью фондового рынка S&P 500 за тот же период 7,3%. Забавный факт: одним из самых доходных шоу в истории Бродвея стал мюзикл «Продюсеры» (The Producers) от Мела Брукса, рассказывающий о людях, инвестирующих в театр. В реальной жизни синдикат из 200 инвесторов, который вложил по 10 тыс. долларов США каждый в начальную постановку, получил 20-кратную отдачу.

В прошлом году этот мюзикл можно было увидеть и в Москве – в театре Et Cetera. Интересно, что инвестирующие в театр обычно получают не одни денежные дивиденды. Частных инвесторов продюсеры привлекают не только ради капитала, но и для промоушена: вложивший свои деньги в постановку будет заинтересован в ее пропагандировании в своем сообществе. Зато у инвесторов появляется возможность получения неких эмоциональных бенефитов: билеты в партер, закулисные встречи с актерами, автографы – вплоть до появления их имени в программке.

Пересекающиеся параллели

Конечно, надо понимать, что такие инвестиции могут быть как потенциально доходными, если шоу выстрелит, так и рискованными. По статистике продюсеров и режиссеров, а далеко не все они – братья Шуберты, Эндрю Ллойды Веберы или Джорджи Кауфманы, только одно шоу из пяти становится успешным на Бродвее. Желательна диверсификация, как на фондовом рынке: выбор шоу, продюсеров, авторов (так выбирают и ценные бумаги, анализируя эмитентов и фонды).

Есть даже, как на Уолл-стрит, свой индекс – Theatrical Index, который существует более 40 лет и является признанным индикатором для инвестиций в театр.

Займи свое кресло в партере

К сожалению, в России инвестиции в театр для розничных инвесторов пока не развиты. Но на данном этапе, может быть, они и не столь актуальны. Да, любителей театра у нас в стране предостаточно, но не все готовы относиться к этому искусству как к объекту получения дохода, нести эти высокие риски. Затем и существует рынок реальных инвестиций – так, в России давно есть и фондовые биржи, и ценные бумаги, и паевые инвестиционные фонды. Здесь гораздо больше возможностей для диверсификации рисков, всестороннего рационального анализа, консервативных вложений.

А как же эмоции, страсти? За ними можно сходить в театр. А ваши накопления будут сохраннее в более привычной профессиональной среде.


Поделитесь с друзьями:

avatar